Последние события в режиме онлайн Интересное Рынок автокредитов ударил по тормозам

Рынок автокредитов ударил по тормозам

За месяц машины подорожали на 50%, а процентные ставки выросли вдвое

Рынок автокредитования фактически начал работать на холостых оборотах. «Заградительные» процентные ставки и острый дефицит новых автомашин в салонах заморозили выдачу авто-ссуд. В ближайшее время эксперты ожидают активизации сегмента кредитования автомобилей с пробегом и появления новых финансовых продуктов.

Рынок автокредитов ударил по тормозам

Разворот рынка

В начале текущего года на авторынке царил оптимизм. Объем выданных россиянам кредитов на покупку автомобилей в 2021 г. впервые превысил 1 трлн руб. По данным «Автостата», в январе на покупку новых автомашин россияне потратили около 188 млрд руб., что на 10% больше, чем в январе 2021 г. 68% всех денег ушло в сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники). «Европейцы» по продажам уступили «корейцам» (23,8 тыс. единиц против 22,4 тыс.), а китайские марки «в деньгах» опередили российские (19,1 млрд руб. против 16,8 млрд).

Благодушие улетучилось 24 февраля. Как сообщила «МК» пресс-служба РГС Банка, на фоне начала военной спецоперации на Украине и волатильности курсов валют наблюдался резкий всплеск выдач автокредитов. Люди старались сохранить свои накопления за счет крупных покупок, в т.ч. автомобилей, которые старались приобрести по пока еще доступным ценам и прежним кредитным ставкам. Но уже с 1 марта, после двукратного роста ключевой ставки ЦБ с 9,5% до 20%, спрос и выдачи резко упали: ежедневный поток заявок сократился примерно наполовину по сравнению с началом февраля, а ежедневные выдачи рухнули в 4 раза.

Как сообщил «МК» директор по развитию бизнеса МС Банк Рус Андрей Коченков, сейчас процентные ставки по автокредитам ушли в диапазон 25–35% годовых. «Фактически это заморозка потребительского кредитования. Да, есть выдачи ссуд и по таким ставкам, но они носят кратковременный характер, то есть граждане берут и сразу закрывают кредит. Кроме того, приостановлены логистические цепочки поставки автомобилей, что увеличивает цены на отпускные цены и «остужает» рынок автокредитов», — пояснил банкир.

По оценке автодилеров, за месяц новые легковые автомобили подорожали в среднем на 50%. Наценка на популярные модели составила 30%, но некоторые авто за месяц прибавили в стоимости 60%. Для сравнения, за 12 месяцев прошлого года средний ценник новой легковушки увеличился на 18%.

Три беды

В ближайшие месяцы активность покупателей заметно снизится, уверены аналитики. Во-первых, к открытию летнего сезона машины по традиции подорожают. А в условиях падающей экономики и реальных доходов желающих взять автозаем поубавится.

Во-вторых, из-за «заградительных» ставок по ссудам банки ужесточают оценку платежеспособности потенциальных заемщиков. Покупать автомобиль в кредит под такие высокие процентные ставки качественные и ответственные клиенты точно не станут. Не случайно ряд лидеров быстро сворачивают свою работу. Так, банк «Сетелем» накануне повышения ключевой ставки ЦБ дальновидно закрыл сразу пять своих программ. Другие банки из-за высоких кредитных рисков и вовсе заморозили выдачи «до лучших времен».

В-третьих, на рынок автокредитов все сильнее давит острый дефицит новых автомобилей в дилерских центрах. Найти в салоне машину нужной модели, цвета и комплектации сейчас очень сложно. При этом ассортимент новых автомобилей постоянно сокращается, а санкционное давление на зарубежные компании и банки, работающие в РФ, напротив, растет. Так, Фольксваген-банк, Мерседес-банк Рус, БМВ-банк перестали выдавать новые автокредиты после приостановки деятельности материнских автоконцернов на российском рынке. Их понять можно. Какой смысл работать без новых автомобилей в салонах?

По мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, выдачи автокредитов сокращаются в первую очередь из-за дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним. Напомним, в середине марта в России из 14 крупных производителей автомобилей работали только 4 завода (УАЗ, Nissan, «ПСМА Рус» и Haval), а многие глобальные автобренды прекратили поставки техники в нашу страну.

Прогноз на лето

Несмотря на сжатие платежеспособного спроса и дефицит машин, ставить крест на рынке автокредитования не стоит. Напомним, что в 2008 году он обвалился на 50%, в 2014 году — на 25%. Но затем быстро восстанавливал объемы и развивался дальше. Ведь автоссуды являются востребованным продуктом: для многих людей это единственный вариант совершить крупные покупки.

Как отметили в пресс-службе РГС Банка, с учетом обострения геополитической ситуации, ослабления рубля, введения санкций и ухода с рынка ряда международных автоконцернов дефицит машин на рынке только усилится, причем не только по новым авто, но и в сегменте авто с пробегом из-за отсутствия притока «свежих образцов», а цены продолжат расти.

В 2022 году российский автомобильный рынок столкнулся с новыми вызовами. Насколько велика будет его «просадка», пока не ясно. По прогнозу аналитиков ВТБ, в текущей ситуации фокус внимания автолюбителей еще больше сместится в сторону подержанных машин, Как следствие, более динамично начнет развиваться сегмент кредитования машин с пробегом. Более внимательный подход покупателей к выбору машины ускорит переход рынка от операций между физлицами в сегмент сделок между организациями и клиентами.

Кроме того, следует ожидать появления и развития новых финансовых инструментов. К примеру, большие надежды банкиры возлагают на продукт, предоставляющий клиентам возможность получить деньги на руки на любые цели под залог имеющегося автомобиля. По оценке ВТБ, широкое распространение также могут получить программы автокредитования с отложенным залогом. Они подразумевают передачу клиентом транспортного средства в залог банку спустя некоторое время после сделки и сохранение более низкой ставки по кредиту, чем при отсутствии залога. «Рынок находится в ожидании оттепели. Мы надеемся на возобновление госпрограммы с поддержкой автокредитования», — отметил Андрей Коченков. Но долгожданная оттепель может начаться не раньше осени, считают эксперты.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.